Вход   Регистрация




  Информация к новости
  • Просмотров: 1433
  • Автор: fortune
  • Дата: 8-07-2013

Микрофинансы поют романсы?!

 8-07-2013    Категория: Экономика


Микрофинансы поют романсы?!Или о том, что происходит в сфере микрокредитования в стране
Микрофинансовый сектор Кыргызстана
Микрофинансовая система начала развиваться в нашей стране с 1994 года с помощью проектов Всемирного банка, ПРООН, Азиатского банка развития, Международного корпуса милосердия, ACDI/VOCA, и Швейцарской НПО «Каритас». Уже в 2010 году в стране было зарегистрировано более 500 микрофинансовых учреждений, из них 246 микрокредитных компаний, 229 кредитных союзов, и 130 микрокредитных агентств. Количество заемщиков в микрофинансовом секторе за тот же год составляло 408 244 чел., а общий кредитный портфель по сектору был равен 15,9 млрд. сом.
 
Проблемы в отрасли
По данным международной исследовательской организации в сфере финансов CGAP, микрофинансовый рынок Кыргызстана, вместе с Азербайджаном, является одним из наиболее динамично развивающихся на территории СНГ. Но, несмотря на ежегодный прирост кредитного портфеля и увеличение количества заёмщиков, на микрофинансовом рынке Кыргызстана существует ряд серьезных проблем. Одной из них является высокая средневзвешенная процентная ставка по выдаваемым кредитам. 
Согласно данным НБКР, средневзвешенная ставка за 2011 год составила 38,3% у микрофинансовых учреждений (МКК и МКА) и 29% у кредитных союзов. Высокие процентные ставки зачастую заставляют и без того малоимущие семьи увязать в долговых ямах, нередко фиксируются случаи хищения имущества, недовольство заемщиков перерастает в организованные акты протестов, голодовки. С точки зрения представителей политической власти, суть проблемы заключается в том, что вместо того, чтобы выполнять свою основную миссию – предоставление доступных услуг по микрофинансированию для преодоления бедности, повышения уровня занятости, развитию предпринимательства и социальной развитости населения страны – микрофинансовые учреждения продолжают ущемлять права потребителей, ставя целью лишь получение прибыли
 
Микрофинансы поют романсы?!Формирование процентной ставки
Для того чтобы разобраться, насколько обоснована позиция государства в отношении завышенных процентных ставок у микрофинансовых учреждений, необходимо разобраться в принципах формирования эффективной ставки по кредитам. 
Процентная ставка по кредитам формируется исходя из следующих компонентов:
- Стоимость привлеченного капитала
- Расходы на покрытие потенциальных потерь и убытков
- Операционные расходы компании
- Маржа
Согласно исследованиям МКК Финка за 2012 год средняя ставка интереса по заемным средствам составляет 14-16%, расходы на создание резерва на покрытие кредитных потерь и убытков (РППУ) – 2-3%, операционные расходы микрофинансовой организации варьируются от 10 до 30%. Соответственно, суммируя показатели по нижней границе, формируется минимальная процентная ставка кредита в размере 26% (для кредитов в национальной валюте). Если брать по верхней границе, то стоимость кредита может достигать 49%. Первые три пункта являются расходной частью компаний, которые составляют от 26% до 49% совокупной ставки интереса. Доходная часть, маржа, варьируется от 2% и выше. 

Меры, предпринимаемые государством
В целях защиты прав потребителей, т.е. заемщиков, правительство инициировало законопроект «Об ограничении ростовщической деятельности в Кыргызской Республике» посредством установления «потолков» на процентные ставки по выдаваемым кредитам. В законопроекте размером предельно допустимого процента является средневзвешенная номинальная процентная ставка, установленная НБКР, к которой добавляется 15%.
Несмотря на то, что данный проект вызвал бурю протестов среди представителей микрофинансового сектора, а также многих экспертов из международных финансовых организаций, 20 июня 2013 года Жогорку Кенеш КР одобрил данную идею в своем третьем чтении.
 
К чему приведет вмешательство государства?
Так к чему приведет данный законопроект? Окажет ли он помощь в развитии экономики и общества страны или на долгое время нанесет ущерб финансовому доступу, вводя нас в очередную экономическую рецессию? Рассмотрим вероятные последствия относительно каждой затронутой стороны данного законопроекта и постараемся понять, какие выгоды и потери с собой несет принятый закон. 

Мелкие микрофинансовые учреждения
Прежде всего, потолок на процентные ставки «выведет из строя» мелкие и средние микрофинансовые компании. У этих компаний не столь большая клиентская база и разновидность кредитных продуктов, новая установленная процентная ставка вероятнее всего будет на уровне расходной части, тем самым элиминируя хоть какую-либо возможность на получение прибыли. 

Крупные микрофинансовые учреждения
Легче адаптируются к неблагоприятным условиям законопроекта крупные микрофинансовые учреждения. Многие из них начнут разработку финансовых планов по сокращению операционных расходов, начнется активный поиск менее дорогих заемных средств, будут внедряться новые кредитные продукты на более длительные сроки, тем самым незначительно сокращая, либо сохраняя прежний уровень маржи. Более того, после выхода из рынка мелких и средних микрокредитных компаний, крупные игроки смогут привлечь оставшуюся долю заемщиков. 

Заемщики
Участники, ради блага которых и был инициирован закон о ростовщичестве, смогут как насладиться, так и расстроиться выдвинутыми условиями по снижению процентных ставок. Принятый закон имеет обратную силу, т.е. текущие заемщики могут подать в суд на микрокредитную организацию, в которой они обслуживаются, и обжаловать условия текущего кредитного договора. Однако понижение процентной ставки приведет к тому, что компании будут более избирательны в поданных заявлениях, стараясь увеличить чистоту кредита, следовательно, выдаваться кредиты будут людям с более или менее хорошим финансовым положением, и вероятно, наличием залоговой части. Закрытие неконкурентоспособных мелких и средних микрофинансовых организаций в отдаленных уголках республики лишит определённую часть населения возможности микрокредитования, в частности возможности получения агрокредитов в сельской местности. 

Государство
Желание спасти бедные слои населения от гнета и долговых ям микрофинансовых учреждений, возможно лишит народ единственной возможности на существование, т.к. микрофинансирование -единственный способ предоставлять финансовые средства малоимущим без наличия ликвидной частной собственности. Более 60% всех активов данных учреждений состоит из заемного капитала зарубежных инвесторов. Невыгодные, а местами и неправомерные требования законопроекта приведёт к оттоку финансирования извне. 
Новый законопроект полностью «перекрывает» условия закона о микрофинансовых организациях КР (в редакции Законов КР от 1 декабря 2005 года N 157, 27 марта 2009 года N 87), в которых обговаривается, что размер ставки процента, комиссионного вознаграждения и оплаты за услуги самостоятельно устанавливаются микрофинансовыми организациями в соответствии с договором, заключаемым с клиентом и что, органам государственной власти и управления, и их должностным лицам запрещается вмешательство в любой форме в решение вопросов, связанных с деятельностью микрофинансовых организаций. Согласно новому закону, Национальный банк КР определяет процентные ставки для кредитов, выдаваемых финансово-кредитными учреждениями, ломбардами и физическими лицами, занимающимися ростовщической деятельностью. Такое вмешательство в ведении предпринимательской деятельности уже вызвало громкие недовольства со стороны бизнес сообщества Кыргызстана и международных инвесторов. Инвестиционная привлекательность страны, в свете данных событий, начнет падать. 

Микрофинансы поют романсы?!

 


Альтернативные пути решения
Искусственное сокращение процентных ставок методом «сруба» не защитит права и безопасность потребителей, не говоря об улучшении финансового состояния всех участников микрофинансового сектора. Как отметил Эрмек Жумабаев, председатель АМФО Кыргызстана, вытеснение финансовых организаций, работающих с заемщиками высокой группы риска и обслуживающих малообеспеченное население, принудит их (за отсутствием других источников финансирования) обращаться к неформальному теневому ростовщическому рынку, где их права не защищены абсолютно ничем. Следовательно, данный законопроект должен быть непривлекательным в первую очередь для самого правительства, так как это увеличивает потенциал для "хищнического" кредитования и отсутствия защиты прав потребителей.
Если правительство действительно заинтересовано в экономическом росте страны и благополучии граждан, ему следует начать решать причины проблемы, а не ее последствия. 
Снижение процента риска невозвратности по заемным средствам позволило бы привлекать финансовые ресурсы по ставкам менее 12%. Для этого необходимо включить Кыргызстан в кредитный рейтинг международных рейтинговых агентств Moody’s, Standard &Poor’s, и Fitch. К сведению, Казахстан, Грузия, Азербайджан и еще ряд стран СНГ уже имеют свой кредитный рейтинг.
Понижение или, по крайней мере, сдерживание интенсивного роста инфляции в стране означало бы уменьшенные или фиксированные операционные расходы для компаний. 
Предоставление обучающих программ по ведению сельского хозяйства с участием международных экспертов, например от Германского Общества по Техническому Сотрудничеству (GTZ) при поддержке Правительства КР позволило бы прослеживать использование средств по назначению, и стимулировать производительность заемщиков по МСБ и сельскохозяйственному секторам. При повышение чистоты портфеля микрофинансовых учреждений стало бы возможным сокращение РППУ и, следовательно, снижение ставки по данным отчислениям.
Алтынай Акмолдоева



 



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария



Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера




Колонка ворчуна

Тихий убийца

Тихий убийца

  Полюби меня, малая, У меня – каверна Через года полтора Я умру, наверно.   Несмотря на то, что эта болезнь у всех на слуху, многие думают о ней примерно так: «Ну, со мной-то такого уж точно не случится». Все, что знает средний…


Ваше мнение


Таможенный Союз: "За" или "Против"?

"За", так как считаю его экономически выгодным для Кыргызстана
"За", так как поддерживаю любой союз с Россией
Еще не решил(а), но больше "За", чем "Против"
"Против", так как как считаю его экономически невыгодным для Кыргызстана
"Против", так как не поддерживаю любой союз с Россией
Еще не решил(а), но больше "Против", чем "За"
ТС будет перспективным только при эффективной работе Правительства в этом направлении, в настоящее время это является сомнительным
Мне все равно
А что это такое - Таможенный Союз?

 


Архив сайта

«    Апрель 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930 

Архив журнала