История о том как финансист, стал «жыргалистом»
Наш гость Кубат Каниметов много лет проработал госчиновником, в основном в финансово-экономическом секторе. Однако, неожиданно для себя, он открыл новый взгляд на все происходящее вокруг, радикально поменяв свое отношению к жизни.
При подготовке данного интервью, мы подняли доступные материалы, и нас очень заинтересовала идея, что Кыргызстану не следует стремиться бежать за развитыми странами, стараясь перенимать у них все, включая вечные стрессы. При этом теряя в этой гонке счастье.
Начну с самого главного вопроса: что такое есть жыргализм? Концепция, идеология, философия? Как его понимать? И как все это начиналось?
Началось все в 2006 году, когда начали публиковать Международный индекс счастья. И я был поражен, узнав, что Кыргызстан в этом рейтинге занял 19 место. Тогда, как США, например, 150, Россия – 172. По роду своей деятельности я занимался обычно другими индексами, все больше по определению уровня бедности, где Кыргызстан, как сами понимаете, не блистал, поэтому такое высокое место в рейтинге счастья меня удивило. И я задумался, а может быть, мы вообще движемся не в ту сторону? Ведь, сокращая бедность, мы неизбежно попадаем под влияние других интересов, растет психология потребления, а самоощущение счастья, наоборот, страдает. Тогда я начал более подробно разбираться, и увидел, что при подсчете данного индекса деньги, материальная часть не учитываются как таковые. Там 3 основных показателя: удовлетворенность граждан жизнью в стране, второй – окружающая среда, и третий показатель – средняя продолжительность жизни.

Вот тогда у меня и возникла идея, что основным критерием успеха развития страны должны быть не численные и количественные доходы, а внутренняя удовлетворенность граждан проживанием в ней, насколько они счастливы.
Ну, и по-кыргызски это у меня назвалось словом «жыргализм». Симбиоз кыргызского «жыргал» и окончания -изм – существовал уже давно, но он носил такой несколько пренебрежительно-негативный окрас. Я же хочу внести новый смысл в это слово, избавить его от прежних коннотаций.
По долгу службы я бывал на разных конференциях, встречах, где участвовали различные наши руководители, международные эксперты, где всегда говорилось, как у нас все плохо и ужасно. Среди зарубежных экспертов проглядывает такое слабо прикрываемое мнение, что у нас никогда не будет хорошо. И вот однажды, на одной из встреч, я не выдержал, встал, и рассказал присутствующим про этот индекс, и что наши люди, в общем-то довольны, раз мы вошли в двадцатку самых счастливых стран. Конечно, меня не поняли, все перевели в шутку, но два человека все же прониклись моей идеей, и с тех пор вместе со мной продвигают нашу философию жыргализма.
Потом я написал статью, где собрал все свои воспоминания и представления о жыргализме, на 35 страниц. Было много откликов, мне стали присылать свои комментарии и представления.
В 2007 году мы открыли сайт www.jyrgal.kg, он у нас как некая база данных, куда собираются все сведения, касающиеся темы. Со временем мы узнали, что не мы одни такие, что и в других странах есть сторонники такого подхода к жизни.
В 2011 году ко мне обратились с площадки TEDex, чтобы я выступил, рассказал про жыргализм. Был, признаться, удивлен, когда аудитория, в основном молодые ребята все, приняли мой доклад на ура.
И вот после этого выступления о нас узнал Фонд Кристенсена, и пригласил принять участие в работе Форума «Экономика счастья», в США. Мы туда поехали, и увидели, что нас, оказывается, много таких! Со всего мира туда собрались жыргалисты, пусть называются они по-разному, но суть та же.
Нескромно замечу, что во время нашего выступления весь зал просто лежал. Понимаете, там мало, кто знал, что такое Кыргызстан вообще, где это, что это. А тут – выступают люди, и выдвигают такую философию. На Форуме мы познакомились с вице-премьером Бутана, и у них, оказывается, есть официальное измерение Валового Внутреннего Счастья. Представляете?!
С Фондом Кристенсена мы продолжаем сотрудничать. Сейчас у нас есть один проект, мы создаем «Мастерскую «Жы», подали документы на патент, вот ждем. В рамках этого проекта мы сняли документальный фильм о жыргализме, с Актаном Исабаевым записали песню «Жыргалай», работает передвижная фотовыставка. Вообще раскручиваем эту философию, как и где можем.
Если вернуться к 2006 году, когда в стране была тяжелая ситуация, я для себя нашел некую отдушину, через сайт начал строить некую виртуальную страну, в основном для себя. А со временем количество людей, разделяющих эти идеи, все увеличивается. Самое главное, что все это без напряга.
Как Вы можете выразить суть жыргализма в нескольких словах? Что для Вас жыргализм?
Жыргализм – это счастье во всем: в работе, в семье, в общении с людьми. Ошибочно полагать, что жыргализм являет собой просто лежание на диване. Нет, это когда ты работаешь в удовольствие, создаешь какие-то вещи, которые полезны обществу, но при этом помогающие реализовать себя. Вы знаете, обнаружилось, что таких людей у нас много.
Если вы обратите внимание, то развитие в Кыргызстане происходит несмотря ни на какие пертурбации. Я прихожу к выводу, что государство думает, что оно управляет и руководит, а на деле все происходит независимо от него. Страну поднимает и развивает бизнес, обычные люди, которые уже не надеются на помощь государства, а только на свои руки и мозги. Вот сфера услуг, где как раз такие люди, она уже половину ВВП занимает, а те сферы, где государство участвует, сельское хозяйство, например, туда, сколько денег ни вливают, все как вода в песок.
Вообще, я всегда работал в финансовой сфере, все время был заточен под определенные стереотипы, а сейчас у меня в мозгах все довольно радикально перевернулось. И выяснилось, что довольно многие эксперты, бывшие работники международных институтов, таких, как Всемирный банк, многие работавшие в парламентах, не говоря уже о сотрудниках различных НПО, все больше склоняются к мысли, что денежное общество, где во главу угла ставятся только деньги, оно устарело, исчерпало себя. Капитализм как таковой уже идет к упадку.
Когда деньги становятся главным фактором человеческой жизни, люди сильно меняются. Один японский коллега рассказал, что у них в некоторых префектурах введены некие локальные эквиваленты денег. Например, можно получить ужин в ресторане, если поговорить с хозяином по душам. Выходит даже газета, называется «Positive news», где читателей учат, как избежать власти денег, минимизировать ее. Не советуют брать кредиты, учат вкладывать деньги в свое локальное сообщество, и т.д. Вообще, многие ученые сейчас ломают голову над созданием модели общества, где нет денег. И соответственно, проблем, связанных с ними.
Вот есть фильм «Time», где в фантастическом будущем главной валютой стало время. Мы придумали, что таким эквивалентом денег может стать т.н. энергетика Жы. По аналогии с китайской энергией Ци, когда по такому внутреннему фен-шую человек живет в полной гармонии с собой и окружающей его средой. Нам думается, что запас этой вот энергетики Жы дается каждому человеку с рождения.
Скажите, а как по-Вашему, можно ли научить человека жыргализму?
Я считаю, что никакой идеологии не нужно. Сколько я присутствовал при написании разных идеологий, но они все равно народом не воспринимались. А жыргализм в наших людях есть. В начале года мы проводили социсследование, по всем регионам опрашивали людей: Ты счастлив или нет? И по результатам этого исследования вышло, что почти 95% людей в Кыргызстане счастливы. Самая счастливая – Нарынская область, там 99,8% опрошенных ответили утвердительно, а менее счастливые – Чуйская область и Бишкек.
Социологи, проводившие исследование, сами не поверили в такие результаты. Сейчас перепроверяют заново. А я уверен, что все правильно там (смеется).
Знаете, я не склонен бранить молодое поколение, как это обычно принято. Они не хуже, они не лучше, они просто другие. У них просто другие ценности. А вот это уже можно обсуждать. Ведь ценности эти им дают взрослые, они перенимают их у взрослых. Мне кажется, что нынешние ценности немного не те, что нужны человеку. Все стремятся к деньгам, к материальным благам.
Но не все так плохо. Вот к нам приходят на работу устраиваться, и меня очень радует и удивляет, какие у нас есть отличные ребята.
Вот у нас в стране 18 000 госслужащих. Маленький такой мирок, где они сами по себе играют в какие-то свои игры. А жизнь тем временем идет своим чередом, независимо от них. И ориентиров никаких государство не дает.
Я долго думал, какой же должен быть приоритет в нашей стране. И пришел в итоге к выводу, что это должна быть культура. Не в том общепринятом смысле, какой принято вкладывать в это слово, а в более широком, жыргалистском понимании. Потому что если будет культура, то все остальные сферы должны будут ей подчиняться. Культура будет сквозная – политическая культура, деловая культура, культура управления государством, культура отношения людей друг к другу, культура защиты слабых и т.д. Сейчас ведь куда ни глянь, культуры нет нигде. А ведь она изначально закладывалась, все это проговаривалось еще с древности. На самом бытовом уровне таком, что-то вроде не плюй в воду, не проходи между двумя идущими, простые такие вещи. Ввести какие-то штрафы за их несоблюдения. Вот в Сингапуре, если плюешься на улице, то платишь штраф в 1000 сингапурских долларов.
Тогда получается, что в жыргализме эта культура будет принудительной? То есть я не плююсь на улицах не потому, что я такая культурная, а просто не хочу платить штраф?
Пока что я могу это объяснить только так: вот есть в тебе эта энергия Жы, ты живешь с ней. А когда там из-за неблаговидных твоих поступков она заканчивается, то все, тебя нет больше. Творишь позитив. Вот как это претворить в жизнь, пока не знаю… Но, что я могу сказать, наш народ очень быстро адаптируется ко всему. Быстрее, чем даже наши ближайшие соседи. Ну, кто мог подумать, к примеру, что наши люди смогут так быстро стать торгашами?
Мы хотим двигаться не сверху, а снизу, через какие-то конкретные проекты, с каждой акцией мы все увереннее и увереннее двигаемся. Если идти как все, создавать партию, то эта машина перемелет все, это не вариант. Мы выбираем иной путь.
Ну, для примера: вот все хотят стать президентом, давайте вообще упраздним эту должность. Или все рвутся в Жогорку Кенеш, давайте сделаем парламент на общественных началах, без депутатской неприкосновенности. Кто туда пойдет. Вот страна жила некоторое время же без правительства и парламента – и что изменилось? Ничего же не произошло.
Вы много работали в госструктурах, в финансовом секторе, у Вас много знакомств, связей. А многих своих коллег и знакомых Вы обратили в жыргализм?
Ну, процентов 70 из тех, с кем я работал, сейчас жыргалисты. Кто-то продолжает трудиться там же, кое-кто сейчас вместе со мной занимается продвижением жыргализма.
А на какие средства вы организуете и осуществляете продвижение идей жыргализма?
Сначала все делалось на свои средства. Потом все стало раскручиваться как бы само по себе. Вот, Фонд Кристенсена поддерживает, единомышленники помогают.
А как насчет регионов? Туда вы добираетесь с пропагандой ваших идей?
Пока что нет. Сейчас хотим организовать показ нашего фильма по КТР, если получится, это будет большой охват всей страны. Но там у них такая бюрократия, все долго. Но у нас, у жыргалистов, есть такой догмат: из минуса делать плюс. Вот мы сейчас работаем над созданием своего интернет-канала, по аналогии российского канала «Дождь».
С тех пор, как Вы стали жыргалистом, насколько повысился Ваш собственный индекс счастья?
Хороший вопрос… Знаете, раньше, когда я работал в госорганах, в разных проектах Всемирного Банка, ЮСАИД, бывало, что идешь с работы и голова раскалывается. А здесь я работаю с удовольствием. Если не захочу этого делать, то и не буду, и никто меня не заставит. Вот одна умная девушка, Эльмира Ногойбаева, написала: «Я против того, чтобы счастье измеряли. Как только начнешь, сразу станешь несчастным». Кстати, она одна из двух человек, которые меня поддержали на той встрече, когда я впервые озвучил про жыргализм.
Но если даже без измерений, по ощущениям Вы чувствуете, что стали более счастливым?
Когда ставишь себе цели сам, и достигаешь их, испытываешь огромное удовольствие. Когда работаешь на себя, на свою семью, своих близких.
Жыргализм – это основная Ваша деятельность? Или Вы еще занимаетесь чем-либо?
Наверное, можно поделить так: 60% жыргализм, и 40% - остальное. Еще года два назад соотношение было 50 на 50. Но, даже участвуя в разных проектах, например по реформе госуправления, стратегического планирования, мы все равно стараемся как-то и туда внедрить постулаты и идеи жыргалистские.
По Вашему рассказу, в настоящее время работа идет по продвижению идей и раскручиванию вообще движения жыргализма. А что Вы видите конечной целью этого проекта? Каким, по-Вашему, должен быть результат?
Для меня всегда довольно мучителен момент, когда я достигаю поставленной цели, то сразу начинаю думать, а может быть, следовало выбрать другую? Может, целей вообще ставить не нужно? И процесс важнее результата? Надо просто жить, радоваться каждому дню.