14-01-2015 Категория: Экономика
На уровне государственных и муниципальных структур, тема
закупок становится все более и более актуальной. Многочисленные конфликты
вокруг тендеров в Кыргызстане основаны не только на реальных фактах
несоблюдения законодательства, но, и это самое главное, имеют два
взаимоисключающих момента. С одной стороны, бизнес априори подозревает
закупщиков в возможном коррупционном подходе. В свою очередь, государственные
закупщики убеждают всех в честности и прозрачности тендеров.
Бизнес сообщество в целом позитивно относится к идее электронных торгов. Президент Ассоциации поставщиков (производителей и дистрибьютеров) КР Гульнара Ускенбаева отмечает: «У онлайн закупок достаточно много преимуществ. Во-первых, экономится время: вся тендерная документация для изучения доступна онлайн; заявки также подаются онлайн. Во-вторых, это экономия средств: онлайн закупки позволяют снизить накладные расходы, а это хоть и незначительно, но отражается на цене. Я считаю, что онлайн закупки - это хорошая вещь, которая выгодна как для поставщиков, так и для закупщиков».
В секторе B2B (business-to-business) возможности Интернета по организации закупок, тендеров и торгов используются достаточно давно. Отечественные компании, консалтинговые фирмы уже имеют опыт работы по такой системе с иностранными организациями, в частности, Всемирный банк, Азиатский банк развития и т. д. Электронные торговые площадки позволяют искать тендеры и проводить закупки не только на местном, но и зарубежном рынках. Например, российский портал Tender.Pro работает с поставщиками и закупщиками из СНГ, Европы и США.
Кыргызстан пока только учится использовать ИКТ в проведении электронных закупок в сегменте B2G (business-to-goverment). Довольно быстро. Уже есть системы, в которых поставщик и заказчик начинают общаться «тет-а-тет» только на стадии оформления контракта. Это позволяет уравнять шансы участников тендера и минимизировать коррупцию на стадии отбора заявок. Согласно исследованиям Всемирного Банка, использование системы электронных государственных закупок позволило Корее сэкономить $4,5 млн. в 2006 году, Румынии - $178 млн. в 2002-2006 гг., а Бразилия сократила на 51 процент расходы на операционные издержки и снизила цены на 25,5 процента за 2000-2006 гг.
По сути, модель электронных закупок кардинально не
отличается от традиционных, она лишь дает новые объективные инструменты
проведения тендеров. «Во-первых, на электронных площадках информация о закупках
находится в открытом доступе. Во-вторых, она постоянно обновляется и постоянно
распространяется среди участников тендеров. В-третьих, это экономит время при
поиске поставщика или закупщика. Информация доставляется прямо как готовый
«пирожок» сразу же и поставщику и закупщику. Особое значение имеют легкость и
простота тендерной документации», - говорит руководитель Бизнес-Портала
Центральной Азии и директор Американской Торговой Палаты в КР Алмаз Дюшембиев.
В большинстве подобных интернет-сервисов, для участия в тендере поставщику лишь необходимо отослать заявку заказчику. Процесс регистрации происходит только один раз, когда поставщик проверяется на предмет добросовестности. Это единственный момент, когда поставщику нужно предоставить достаточно внушительный список документов, который проверяется специалистами заказчика.
Внедрение электронной системы закупок необходимо осуществлять под особым контролем. Согласно российскому исследованию «Анализ эффективности госзакупок простого однородного товара (на примере сахарного песка)», электронные закупки оказались неэффективными, так как многие госзаказчики столкнулись со срывом сроков, завышенной ценой, низким качеством товаров, работ, услуг при исполнении госконтрактов поставщиками. По мнению экспертов, удорожание стоимости продукции вызвано большими финансовыми затратами, требующимися для участия в аукционах, а также риском сговора. Например, необходимо внесение финансового обеспечения заявки (5% от начальной стоимости контракта), которое обычно замораживается на счетах Электронной торговой площадки на месяц и более.
Безусловно, электронные закупки не являются панацеей. Но при правильно подходе, как полагает эксперт по госзакупкам ЕС Стин Бруун-Нильсен, электронные закупки могут быть эффективными и экономить деньги, что демонстрирует множество практических примеров. «Однако таких результатов достигают только при внедрении осмотрительной стратегии, привязанной к общей среде электронного управления», - подчеркивает он.
Как полагает А.Дюшембиев, внедрение системы электронных закупок в Кыргызстане может быть успешным и продуктивным, «если она будет ориентирована на удобство пользователей, когда весь процесс электронных закупок значительно упрощает процесс. Через электронные закупки Индия сэкономила $238,2 млн. в 2005 г, а в России же стоимость продукции повысилась на 3-4 %. Все зависит от подхода».
На отечественном рынке электронных закупок все еще нет явных лидеров. Он достаточно узкий, при этом желающих работать на нем много. Сюда пытались войти частные игроки, в основном, иностранные, которые больше ориентированы на крупные межправительственные тендеры. Попытки отечественных разработчиков создать и раскрутить крупную торговую площадку пока на зачаточной стадии.
Одним из подобных попыток создать отечественный проект электронных закупок в секторе B2G является Бизнес-Портал Центральной Азии. Он специализируется на онлайновом взаимодействии кыргызских поставщиков и закупщиков правительства США. По своей сути, это онлайн-ресурс один из первых подобных электронных торговых площадок в республике. Хотя проект достаточно молодой, но за 10 месяцев работы было объявлено 272 тендера и заключено контрактов на сумму более 2 миллионов долларов США.
Тем не менее, в настоящее время малый и средний бизнес Кыргызстана, участвуя в госзакупках, сталкиваются с определенными трудностями. О некоторых из них на круглом столе «Участие малого и среднего бизнеса в госзакупках», состоявшемся в апреле 2013 года, заявила президент Ассоциации поставщиков и дистрибьюторов Гульнара Ускенбаева. «Крупные предприятия не участвуют в тендерах, поскольку партии маленькие и у них нет интереса, а мелким компаниям сложно собрать пакет документов за короткое время, которое дается на это. Надо установить прозрачные процедуры тендера, включить в состав тендерной комиссии представителей малого и среднего бизнеса, мэрии, местного самоуправления и устранить ненужные препятствия. Нужно также решить вопрос своевременной оплаты за поставки», - считает она.
Учитывая пожелания бизнес-сообщества по оптимизации процесса госзакупок, правительство Кыргызстана пытается сделать данный процесс более удобным для его участников. Например, работает Портал госзакупок КР, где компании могут зарегистрироваться для участия в тендерах, ознакомиться с их итогами и предстоящими торгами, нормативно-правовыми документами и списком закупающих компаний. «Данный государственный портал можно расценивать, как один из шагов к созданию государственной электронной торговой площадки в Кыргызстане», - считает специалист по закупкам Улугбек Абазганов.
При продуманном, ориентированном на пользователя подходе, использование системы е-закупок не будет представлять особой сложности. «Во-первых, поставщику не нужно собирать каждый раз полный пакет документов. После регистрации поставщик получает свой идентификационный номер и может уже участвовать в тендерах, предоставляя лишь тендерную заявку с указанием цены, технических характеристик своей продукции. Во-вторых, рассмотрение заявок происходит оперативно, так как закупщику нет необходимости повторно изучать документы из налоговой, свидетельство о регистрации компании и т.д. В-третьих, оплата за поставленный товар производится через POS-терминал, что очень удобно, деньги перечисляются в течение часа», - описывает модель е-закупок Бизнес-Портала Центральной Азии У.Абазганов.
Чтобы эффективно использовать системы е-закупок, необходимо время и обучение. В ближайшем будущем в Кыргызстане консалтинговые компании станут предлагать обучающие услуги по е-закупкам. Пока разработчикам систем е-закупок приходится самостоятельно проводить тренинги для поставщиков и для закупщиков. В основном, это делается бесплатно или за символическую плату. Суть обучения сводится к базовым объяснениям: как работать с системой, регистрироваться, как подавать заявку, искать поставщиков и закупщиков, какие необходимо представить документы и т.п.
Существующие на сегодняшний день электронные торговые площадки требуют от поставщиков и закупщиков оплаты за использование торговой площадки. Пока это не очень высокая стоимость – около $20 в месяц. Но, например, для участия в государственных е-закупках многих стран никакая оплата не требуется, как например, в США.
Путь заказчика к поставщику пролегает через простой, открытый и ясный тендер. Этот тендер – электронный. Большая часть делового сообщества Кыргызстана активно использует интернет. Недаром, наша республика считается одной из продвинутых в этом отношении стран Центральноазиатского региона. Согласно результатам исследования «М-Вектор», 58% опрошенных в 2012 г. кыргызстанцев пользовались интернетом ежедневно. Деловая жизнь Кыргызстана показывает и доказывает, что электронные закупки могут в перспективе улучшить эффективность бизнеса.
Полюби меня, малая, У меня – каверна Через года полтора Я умру, наверно. Несмотря на то, что эта болезнь у всех на слуху, многие думают о ней примерно так: «Ну, со мной-то такого уж точно не случится». Все, что знает средний…
Таможенный Союз: "За" или "Против"?
« Апрель 2025 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 |