Актюбинским автовладельцам впору подавать сигнал SOS. Через 5 дней в области исчезнет 92-й бензин. Сейчас его продают лишь по талонам, а кое-где нет и этого, сообщает телеканал КТК.
Настоящий топливный апокалипсис начнется, как выяснилось, через 5 дней. Об этом откровенно заявили чиновники. Запасов 92-го практически не осталось. Причина всё та же: отечественные НПЗ не справляются с потребностью автомобилистов. А бензин из России — дороже и не по карману местным предпринимателям.
И все же покрывать надвигающийся топливный дефицит планируют все тем же российским топливом.
Мертвая тишина на шымкентских заправках — привычная картина. Топливный дефицит приучил водителей покупать бензин из-под полы. Причем поиски надо начинать, когда бак опустел наполовину, рассказывают водители. Ведь на заправку может уйти несколько дней, да еще и некачественный бензин, не дай бог, попадется.
«Некоторые АЗС ремонтируются, некоторые по талонам выпускают. И то приезжаешь, и по талонам нет. Приходится 80-ый наливать. Машины дорогие, страдают люди. Теперь думаем, малолитражку купить или на автобусе ездить», — поделился водитель Руслан Лашинулы.
В Шымкенте уже две недели за рулём остаются только те, кому посчастливилось раздобыть талоны или найти друзей на АЗС. Правда, даже таким бензин выдают строго по лимиту: где-то 20 литров в одни руки, где-то 10.
Автовладельцы грозят: вот-вот пересядут в автобусы. Но пока машин на улицах меньше не стало. Да и автобусы тоже чувствуют дефицит. Автопарк с трудом находит дизтопливо, и замер в ожидании подорожания ГСМ.
При стоимости топлива 115 тенге работать стало тяжело, заявляют пассажироперевозчики и очень боятся, что цена на солярку сравняется со стоимостью ГСМ в странах Таможенного союза.
Впрочем, с наступлением холодов у водителей возникнут другие проблемы — зимнее дизтопливо в Шымкенте днем с огнем не найти.
Напомним, несколько дней назад чиновники признались, что ни правительство, ни Национальная компания «Казмунайгаз» пока не могут ликвидировать нехватку самых популярных видов топлива — солярки и бензина марки Аи-92.
Российские и казахстанские транспортные компании заполонят рынок и оставят без работы тысячи отечественных грузоперевозчиков, если Кыргызстан вступит в Таможенный союз (ТС). Об этом сообщил глава Ассоциации грузоперевозчиков Темирбек Шабданалиев.
«Вступление нашей страны в ТС имеет две стороны. Хорошая - откроется большой рынок сбыта сельхозпродукции, которая составляет 60 % экспорта Кыргызстана. Присоединение к ТС позволит увеличить объемы поставок и, соответственно, грузовых перевозок. Кроме того, облегчится сам процесс перевозки в пределах организации», - отметил положительные стороны председатель.
Однако негативная сторона перевешивает выгоду от членства республики в Таможенном союзе. По словам Шабданалиева, существует угроза, что российские и казахстанские транспортные компании выдавят кыргызских грузоперевозчиков с рынка и займут их место.
«Например, российские компании уже приходят в Кыргызстан и открывают свои филиалы, потому что они хотят самостоятельно заниматься перевозками нашей сельскохозяйственной продукции в Россию. Их компании будут забирать продукты и сами везти в Екатеринбург, Свердловск и другие города. Наши же дальнобойщики не смогут конкурировать с россиянами и казахами, потому что большинство наших ездит на старых грузовиках типа КАМАЗ, МАЗ, ЗИЛ, к тому же, по высоким ценам. Россияне и казахи же ездят на современных, более вместительных и комфортных грузовиках», - пояснил глава ассоциации.
Он признал, что Кыргызстан может выиграть от появления иностранных транспортных компаний с новыми автомашинами, иными методами управления и организации грузоперевозок. Однако их появление приведет к безработице среди отечественных перевозчиков, число которых превышает 80 тыс. человек.
«Наши транспортные компании слабо развиты из-за невыгодной системы налогообложения, которая предусматривает максимальные ставки для юридических лиц, минимальные - для индивидуальных предпринимателей. Поэтому в компаниях работает около 20 тыс. водителей, в частном порядке перевозками занимаются до 62 тыс. человек. Из этого количества более-менее современные грузовики имеются только у 5 тыс. перевозчиков. Они смогут работать дальше, но остальные останутся без работы», - посетовал Шабданалиев.
Глава ассоциации продолжил, что имеется вероятность найма кыргызских водителей на работу в российские и казахстанские компании. Однако эти фирмы работают по международным стандартам, которые требуют полного оформления разных видов документов. Этому местные перевозчики не обучены, а сама работа в компаниях менее выгодна, чем индивидуальные перевозки.
Шабданалиев добавил, что неоднократно эти вопросы поднимались перед правительством, а также перед Министерством транспорта и коммуникаций. Однако понимания в кабмине грузоперевозчики не нашли.
«К сожалению, в Минтранскоме нет компетентных сотрудников, которые могли бы проанализировать и оценить риски для транспортников от вступления в ТС. Это из-за того, что в руководство министерства приходят непрофессионалы, которые не могут вести адекватную транспортную политику. Нам остается лишь обратиться к депутатам парламента за содействием, потому что они и раньше помогали нам, идя навстречу», - резюмировал председатель ассоциации.
Вступление Кыргызстана в Таможенный союз ожидается в 2015 году, сейчас ведется подготовительная работа к присоединению.
Полюби меня, малая, У меня – каверна Через года полтора Я умру, наверно. Несмотря на то, что эта болезнь у всех на слуху, многие думают о ней примерно так: «Ну, со мной-то такого уж точно не случится». Все, что знает средний…
Таможенный Союз: "За" или "Против"?